Композиция портретных изображений

Композиция графики графиче­ского портрета строится в соответ­ствии с задуманным образом произ­ведения. И основные принципы по­строения композиции «работают» на этот образ. Любой композиционный акт — это создание выразительно-смы­слового целого, вот почему достиже­нию цельности композиции всегда уделяется первостепенное внимание. Путь к этому лежит через вы­деление главных элементов компо­зиции и подчиненных им второсте­пенных. На изобразительной плос­кости выделяется композиционный (сюжетно-композиционный) центр, несущий основную сюжетную за­вязку. В портретной графике таким центром является голова человека или лицо. Остальные элементы бу­дут считаться второстепенными и должны быть изображены так, что­бы не мешали восприятию главного. Если в портретном произведении есть изображения рук, то в ряде случаев композиционный центр мо­жет охватывать и лицо, и руки, уг­лубляя тем сюжетную завязку. Особенно это хорошо видно в портретах и автопортретах художников за работой, где рука на­ ходится в поле зрения модели и яв­ ляется активной частью творческо­го процесса.

Композиционной цельности в гра­фике добиваются при обобщении частей произведения светом или то­ном, «сливая» в единые пятна мел­кие детали или располагая голову человека так, что на изобразитель­ной плоскости второстепенных деталей не имеется. Таким образом сделан портрет В.В. Маяковского работы Могилевского, так же задумано изображение В.И. Ле­нина работы Д.С. Бисти.
В учебных работах студентов педа­гоги добиваются цельности уже в са­мой постановке модели путем вы­свечивания направленным светом композиционного центра и выявле­нием тени предметов, окружающих модель. Величайшим мастером ор­ганизации композиции светотенью был великий Рембрандт, живопис­ные и графические портреты кото­рого блестяще организованы после­довательным ослаблением светоте­невых контрастов.
В произведениях, где лицо (голо­ва) человека заполняет большую часть изобразительной плоскости, композиционный центр располага­ется на какой-либо части лица (чаще всего это глаза). Взаимодей­ствие композиционного, геомет­рического и зрительного центров происходит в пределах абриса голо­вы, а поиск композиционной цельно­сти проводится посредством органи­зации деталей лица. Но как бы ни располагалось лицо человека на изобразительной плоскости, глаза никогда не совпадают с геометри­ческим центром композиции. Как правило, они выше него. При совпа­дении линии глаз изображения со зрительным центром композиции глаза смотрят прямо на зрителя. Это не всегда бывает оправдано, но вы­глядит эффектно. На автопортрете А. Матисса, приведенном ранее живые глаза знаменитого ху­дожника иронично смотрят на нас сквозь большие очки.

В любой портретной композиции, где форму строят линия и штрих, линия и пятно, есть и ритмическая основа, и пластичные связи. Но наиболее ярко выраженные пла­стичные движения видны в произ­ведениях с ориентацией на графи­ческую фиксацию объемных форм.

Добавить комментарий